Сегодня
25.5.2017
Четверг

Корзунов Иван Егорович

Корзунов И.Е.

Родился 3 Мая 1915 года в городе Екатеринославе ( Днепропетровск ), в семье рабочего. Учился на рабфаке при Московском инженерно - экономическом институте. Работал на лесопильном заводе в Москве. С 1934 года в Военно - Морском флоте. В 1936 году окончил Ейскую школу военных морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Апрелю 1943 года командир эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ( 63-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Черноморского флота ) Майор И. Е. Корзунов совершил 191 боевой вылет на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Нахимова 1-й степени, Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Генерал - Полковник авиации И. Е. Корзунов умер 29 Октября 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носит судно Московского речного хозяйства.

* * *

Впервые Иван Егорович Корзунов встретил врага в памятный и тревожный день 22 Июня 1941 года. Тогда неподалёку от Одессы он сбил первый вражеский самолёт. А вскоре ему пришлось выдержать суровое испытание...

13 Июля 1941 года комэск Цурцумия повёл два звена, только что освоившие новые самолёты - пикировщики Пе-2, на бомбоудар по нефтепромыслам в Плоешти. Бомбардировщики летели на предел своей дальности, истребители сопровождать их не могли. Мастерски избранный маршрут, заход со стороны Карпат обеспечили полную внезапность удара. Короткий боевой курс, и бомбы сброшены. От прямых попаданий загорелись два нефтеперегонных завода, нефтебаки, склады, сильные повреждения получили крекинговые установки, железнодорожные пути...

Это был тот удар, о котором писали газеты не только у нас, но и за границей. Противник открыл огонь, когда все Пе-2 были уже для зениток недосягаемы. На перехват вылетела группа Ме-109. Они с ходу атаковали второе звено, сбили замыкающего бомбардировщика...

У пикировщиков ещё недоставало опыта воздушных боёв, штурманы и стрелки торопились с прицеливанием, лётчики не использовали противоистребительного маневра. Да и горючего было в обрез. "Мессеры", разделившись попарно, атаковали группу с разных направлений. Опьянённые первым успехом, они навалились на головную машину, пилотируемую командиром звена Иваном Корзуновым, и одной из очередей подожгли её. Однако на выходе "Мессера" из атаки его достала пулемётная очередь штурмана Филатова с летевшего сзади пикировщика. Ме-109 задымил, перевернулся и через минуту врезался в землю.

Корзунов не растерялся, сумел скольжением сбить пламя. Самолёт Родионова пристроился слева, Филатов и стрелок огнём прикрывали поврежденную машину командира от непрерывных атак вражеских истребителей. "Мессерам" всё же удалось вторично поджечь самолёт Корзунова, вывести из строя один из моторов.

И вновь лётчик проявил исключительное хладнокровие и умение. Глубоким скольжением сбил пламя и на одном моторе вышел в горизонтальный полёт. Тем временем штурманам и воздушным стрелкам групповым огнём удалось сбить ещё один "Мессер", остальные отстали. Корзунов перелетел линию фронта, дотянул до Аккермана и благополучно посадил избитую машину на передовой аэродром.

Потом начались ожесточённые схватки в небе осаждённого Севастополя, где Иван Корзунов совершил свыше 80 боевых вылетов.

Бомбардировщик Пе-2, 1941 год

...22 Ноября 1941 года воздушная разведка донесла, что на аэродроме Саки сосредоточилось около 40 самолётов противника. Было решено нанести бомбоштурмовой удар по этой цели. Для выполнения задачи выделили 4 самолёта Пе-2, 5 штурмовиков Ил-2, 10 истребителей ( 6 Як-1 и 4 И-16 ). Ведущим был назначен экипаж Корзунова.

Затемно группа была уже в воздухе. Корзунов избрал маршрут над морем. Подходя к береговой черте, бомбардировщики резко увеличили скорость, штурмовики, не теряя их из виду, перешли на бреющий.

Первыми на цель вышли пикировщики. Бомбы, сброшенные пикировщиками, разрушили казарму, взорвали склад боеприпасов. Минутой позже пошли в атаку штурмовики. Удар оказался настолько неожиданным, что зенитная артиллерия противника открыла огонь, когда группа была уже на отходе. На лётном поле взрывались и горели более 10 немецких самолётов...

В Январе 1942 года Корзунова, после гибели Александра Цурцумия, назначили командиром эскадрильи. Иван Егорович дал себе слово удержать завоеванный подразделением авторитет, стать достойным преемником прославленного воздушного воина и командира. Вскоре вся эскадрилья перебазировалась с Кавказа в Севастополь.

21 Января 1942 года два звена нанесли бомбоудар по самолётам противника, сосредоточенным на аэродроме Сарабуз. Внезапности не получилось, так как маршрут проходил над территорией, занятой противником. На боевом курсе звено, которое вёл Корзунов, было атаковано тремя "Мессерами". Однако экипажи дружно отразили атаки, сбили один Ме-109 и прицельно сбросили свой смертоносный груз на аэродром противника.

Пе-2 летчика Корзунова И.Е.

На самолёте Старшего лейтенанта Мордина из второго звена после сбрасывания не закрылись люки. Он стал заметно отставать. Оставшаяся пара "Мессеров" накинулась на него. Оба звена развернулись на помощь товарищу. Общими усилиями атака была отражена, при этом сбит ещё один Ме-109. Другой, получив повреждения, потянул к своему аэродрому. Так за один этот вылет шестёрка Пе-2, не понеся никаких потерь, сумела уничтожить 4 бомбардировщика Ju-88 на аэродроме и два истребителя Ме-109 в воздушном бою.

Эскадрилья сражалась до приказа на последний взлёт и покинула Херсонесский аэродром только за 4 дня до оставления Севастополя последними нашими частями. По два ордена Красного Знамени заслужили в этих памятных боях командир эскадрильи Иван Егорович Корзунов и его штурман Иван Иванович Филатов.

Лётчики под командованием Корзунова громили врага и на других фронтах Великой Отечественной войны. Летом и осенью 1942 года отважный экипаж водил эскадрилью на скопления вражеских войск в кубанских степях, под Новороссийском, на перевалах Главного Кавказского хребта...

24 Июля 1943 года Майору Корзунову присваивается звание Героя Советского Союза. В Августе его назначают командиром 40-го бомбардировочного авиаполка. На новой должности Корзунов продолжал лично водить группы пикирующих бомбардировщиков на корабли противника в море и в базах.

Пе-2 Корзунова 1944 год

В Феврале 1944 года Ивану Корзунову присвоили звание Подполковник и назначили командиром 13-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков. А весной 1944 года он вновь возвратился в Крым. И вновь, как и прежде, водил группы бомбардировщиков на уничтожение живой силы, наземной техники и кораблей противника. Иван Егорович учил лётчиков искусству бить захватчиков. Сброшенные им бомбы пустили на дно не один корабль врага.

Всего же в этих освободительных боях самолёты дивизии Корзунова совершили 668 боевых вылетов, потопили 20 судов, разрушили большое количество укреплений, портовых сооружений и опорных огневых пунктов врага. За успешное руководство боевыми действиями дивизии в операции по освобождению Крыма и проявленную при этом личную отвагу Иван Егорович был награждён орденами Нахимова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени.

После окончания войны И. Е. Корзунов ещё долгое время продолжал служить в Вооружённых Силах, стал Генерал - Полковником авиации, командовал ВВС Северного флота. Вместе с нами служил и неразлучный штурман Ивана Егоровича - Полковник Иван Иванович Филатов, возглавлявший один из ведущих отделов штаба. Много успел сделать Иван Егорович Корзунов для нашей авиации, для флота. Но в 1966 году его не стало...

Материал взят с сайта http://aces.boom.ru

Корзунов И.A.

Нам написал двоюродный правнук Корзунова Ивана Егоровича - Корзунов Иван Анатольевич:

Биография Корзунова И.Е. Родился в г.Днепропетровске в 1915 году. Его отец Егор Иванович работал на металлургическом заводе. В 1921 году отец умер. На руках матери Дарьи Лавреньтьевны оставалось 6 детей - 4 брата и 2 сестры.

Вместе с детьми она возвращается на Смоленщину, в Починковский район в деревню Акулинки, добрая половина жителей которой носила фамилию Корзуновы.

В 8 лет Ваня пошел в школу. В школу нужно было ходить за 6 километров в соседний поселок. После занятий вместе с братьями и сестрами помогал матери. В летнее время он нанимался в подпаски, этим зарабатывал несколько рублей, да еще кормили вместе с пастухом. Любимые увлечения детства - ловля рыбы и раков на реке Сож, бывать в ночном с лошадьми. Первая встреча с аэропланом состоялась в 1925 году. С этого момента любовь к авиации навсегда запала в душу будущего генерала. После окончания семилетней школы он в 1931 году приехал в Москву.

Его приняли на работу на деревообрабатывающий завод. Там же вступил в комсомол. Работящий, честный, общительный он быстро вошел в рабочий коллектив. Без отрыва от производства учился на курсах помощников мастеров в вечернем рабфаке при Московском инженерно-экономическом институте. Большую часть первой получки он отправил матери в деревню и потом делал это всегда. На заводе он стал токарем-универсалом, секретарем комсомольской организации цеха. Его труд неоднократно отмечался благодарностями завода и цеха. Он был настоящим энтузиастом-ударником, за одну смену выполнял 2-3 дневные нормы. В свободное время, будучи комсомольским вожаком, Иван Корзунов организовывал культпоходы для молодежи. Неоднократно участвовал в праздничные дни в демонстрациях на Красной площади. В ноябре 1934 года как передового рабочего и активного комсомольца райком комсомола направил его на учебу в Ейскую школу морских летчиков. После сдачи экзаменов и прохождения мед.комиссии он был зачислен курсантом.

В 1936 году после выпуска из школы летчиков лейтенант И. Корзунов был направлен для прохождения службы на Черноморский флот в 45-ю эскадрилью скоростных бомбардировщиков. Здесь закалялся, мужал его характер. На кануне войны он первым в полку освоил новый самолет - пикирующий бомбардировщик Пе-2, встретил свою любовь - жену Валентину Степановну. Великую Отечественную войну старший лейтенант И. Корзунов встретил, будучи командиром звена 5-й эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота в п. Сарабуз (ныне Гвардейское). Первый боевой вылет И.Корзунова состоялся 22 июня 1941 года. Группа в составе 7 самолетов (4 СБ и 3 ДБ-3) ночью бомбила нефтехранилища г. Констанца (Румыния). Экипаж СБ И.Корзунова был единственным кто вернулся из этого вылета на аэродром.

Ошибки первого вылета были учтены и исправлены. Каждый следующий полет совершался все уверенней и был успешнее предыдущего. Все последующие дни месяца сопровождались воздушными ударами по порту, нефтегавани, элеватору, железнодорожному узлу Констанцы, порту Сулина. В начале июля И.Корзунов как инструктор обучает и тренирует летчиков своей эскадрильи на пикирующий бомбардировщик Пе-2, который в единственном экземпляре пригнали из Москвы.

К 13 июля на вооружении эскадрильи было уже 9 новых самолетов.13 июля на новых самолетах эскадрилья нанесла первый мощный групповой удар по румынскому городу Плоешти. В результате удара было разрушено 2 заводских корпуса, уничтожено 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. На длительное время вышли из строя 2 нефтеперегонных завода, пожары продолжались 2 суток. После этого вылета он стал летать со штурманом И.Филатовым. Военная дружба связала их не только на всю войну, но и на всю послевоенную службу. Август 41 - защита Одессы. Уничтожение Черноводского моста с нефтепроводом. Ежедневные несколько вылетов на бомбардировку вражеских танков, колонн пехоты, артиллерийских батарей. За дни обороны Одессы И. Корзунов добился в своем звене не только хороших результатов в бомбометании, но и слетанности, понимания друг друга в воздухе. Это помогало обороняться от вражеских истребителей. Все экипажи звена И.Корзунова объединяла крепкая дружба. Его летчики, штурманы, стрелки-радисты, техники и механики, оружейники жили одной семьей. Вместе делили поровну радости и горести, потери товарищей. Неоднократно самолет И.Корзунова возвращался с многочисленными повреждениями в фезюляже, плоскостях от зенитного огня, возвращался с горящим двигателем, но каждый раз поставленная задача была выполнена. 28 августа во время боевого вылета Иван Егорович получил тяжелое ранение в бедро от зенитного снаряда, но сумел привести и посадить самолет на аэродром. С конца сентября, после выздоровления, снова в боях по защите Крыма. Бомбардировка танковых и автомобильных колонн, уничтожение артбатарей на Перекопе, Ишуньских позициях, вылеты на воздушную разведку явились одним из этапов мужественной борьбы на дальних подступах к Севастополю. В начале ноября 40-й бомбардировочный полк базировался уже на Кубани. Звено Пе-2 И.Корзунова было направлено на помощь защитникам Севастополя. До 7 раз в день подымались в воздух пикировщики с аэродрома Херсонесского маяка, получив множество благодарностей от армейского и морского командования. Защитники Севастополя знали и переживали за тройку Пе-2 звена И.Корзунова, если она появлялась в меньшем количестве С января 1942 года И.Корзунов назначен командиром эскадрильи, которая вскоре, в полном составе, перебазировалась с Кубани под Севастополь.

Кольцо блокады вокруг осажденного фашистами города сжималось. Снаряды вражеской артиллерии рвались на аэродроме. Несмотря на это пикировщики наносили чувствительные удары по врагу, прикрывали конвои своих кораблей в море. Самые трудные дни наступили в начале лета 1942 года. Немецкая авиация полностью блокировала херсонесский аэродром. И не смотря на это, летчики сумели взлетать и наносить урон врагу. Эскадрилья И.Корзунова сражалась в Севастополе до приказа на последний взлет и покинула Херсонесский аэродром только за 4 дня до оставления города нашими частями по приказу Ставки Верховного Главнокомандования. За участие в этих боях И.Корзунов был награжден 2 орденами Боевого Красного Знамени. После перебазирования на Кавказ И.Корзунов организует учебу вновь прибывших экипажей, передавая им бесценный боевой опыт, практику полетов над морем. 11 июля 1942 года - уничтожение плавсредств в ходе удара по Мариупольскому порту. В июле эскадрилья Корзунова, как и весь полк, летала бомбить плавсредства в портах Крыма и Азовского моря, наносила удары по железнодорожным узлам, аэродромам, скоплениям войск и техники врага. Август 1942 года - оказание помощи наземным войскам в защите кавказских перевалов. 9 сентября - мужество при спасении 9 техников, ремонтировавших его подбитый самолет.

Перелет на этом горящем самолете через Цемесскую бухту. Много вылетов было летом и осенью 1942 года. Отважный экипаж Корзунова водил эскадрилью на скопление вражеских войск и техники под Новороссийском, Туапсе, на перевалах Главного Кавказского хребта. В 1943 году действия 40-го полка пикирующих бомбардировщиков были направлены в основном на порты Феодосия, Керчь, Тамань через которые враг осуществлял снабжение своих обороняющихся войск. Главной задачей авиации Черноморского флота становится удержание под контролем главной морской коммуникации противника. В это время Корзуновым и его соратниками разработаны приемы борьбы с немецкими быстроходными десантными баржами. 43 БДБ, потопленные эскадрильей со времени их появления на Черном море и до окончания боев за Крым - лучшее свидетельство того, что для подлинных мастеров воздушных атак неуязвимых целей не существует.

В марте 1943 года командир эскадрильи майор И.Е. Корзунов был представлен к званию Героя Советского Союза.В мае 1943 года И.Корзунов назначен помощником командира авиационного полка. Теперь он отвечал за весь полк - его подготовку, летное мастерство, умение по снайперски бомбить различные цели. 17 июня им выполнен 210-й боевой вылет и представлен к 3-ему ордену Красного Знамени. 24 июля 1943 года майору И.Е.Корзунову было присвоено звание Героя Советского Союза. В начале августа его назначили командиром 40-го бомбардировочного полка. В течение месяца им были организованы тренировки всего полка по сбрасыванию бомб с пикирования, что в боевых условиях принесло хорошие результаты. Полностью проявился зрелый талант И.Е. Корзунова в дни боев за изгнание врага с Кубани, освобождение Новороссийска, Таманского полуострова.

Корзунов водил большие группы пикировщиков на порты и конвои, наносил сокрушительные удары по живой силе и технике отступающего противника. Танкеры, баржи, транспорты, портовые сооружения, склады, танки и автомашины, сотни гитлеровских солдат были записаны на боевой счет полка Корзунова и его лично. Участие в обороне Малой Земли, освобождении Крыма.

В феврале 1944 года И.Е. Корзунову присвоили звание подполковник и назначили командиром 13-й пикировочной авиационной дивизии. Флагманский экипаж по-прежнему водил группы пикировщиков на удары, собственным примером вдохновлял воздушных бойцов. В дивизии Корзунову пришлось снова проделать то, что он делал раньше - организовать интенсивную боевую учебу в период напряженной боевой работы. Он и его штаб разрабатывали новые способы нанесения ударов, искали более действенные тактические приемы. Секрет эффективности действий пикирующих бомбардировщиков, придуманный Корзуновым, состоял в том, что при массированном ударе по вражескому конвою выделялась группа снайперов бомбоудара и всеми способами создавались для нее самые благоприятные условия в зависимости от обстановки. Это был своеобразный козырь 13-й пикировочной дивизии, что приносило ей солидные боевые успехи.

В период освобождения Крыма авиаторы возглавляемой им дивизии потопили 102 различных судна и повредили более 60 судов и кораблей. За успешное руководство боевыми действиями дивизии при освобождении Крыма и проявленную при этом личную отвагу И.Е. Корзунов был награжден флотоводческим орденом Ушакова 2-й степени и орденом Отечественной войны 1-й степени. 13-я пикировочная дивизия получила наименование "Севастопольская".

В историю морской авиации вошла подготовка и осуществление крупной воздушной операции по уничтожению немецкого и румынского флота в гаванях Констанцы, портах Сулина, Браилов, на Дунае с 20 по 26 августа 1944 года.

Во время первого самого крупного налета 20 августа полковник И.Корзунов, находясь в воздухе, лично осуществлял боевое управление полками дивизии. В результате ударов вражеский флот был, по сути, разгромлен. Массированный удар с воздуха сыграл свою роль в деморализации противника, ускорил выход Румынии из войны. За образцовое руководство соединением при массированном ударе по кораблям в порту Констанцы и проявленные при этом мужество и отвагу полковник И.Е. Корзунов был награжден орденом Нахимова 1-й степени.

После выхода Румынии из войны полки 13-й дивизии были перебазированы на ее территорию. Они обеспечивали действия Черноморского флота при освобождении Болгарии. В сентябре 1944 года дивизия была перебазирована на аэродромы Болгарии, но активные боевые действия в Черном море закончились. До конца Великой Отечественной войны полковник И.Е. Корзунов продолжал службу на Черноморском флоте. Пикировочная дивизия, которой продолжал командовать И.Е. Корзунов, в послевоенные годы по показателям боевой подготовки неизменно занимала первое место на флоте.

В 1949 году комдиву И.Е. Корзунову присвоили звание генерал-майора авиации и назначили командиром авиационного корпуса в советской базе Порт-Артур (Китай) на Тихоокеанском флоте. Высокие организаторские способности И.Е. Корзунова вновь воплощались на практике подготовки летного состава. Он первым ввел в практику организацию командирских полетов. Одним из первых на Тихоокеанском флоте Корзунов освоил реактивный бомбардировщик Ил-28, при этом демонстрируя незаурядное летное мастерство.

1953 -1955 год - учеба в Академии Генерального штаба. В 1955 году И.Е.

Корзунов был назначен на должность командующего авиацией Беломорской флотилии, а в начале 1956 года стал командующим ВВС Северного флота. В течение 10 лет Иван Егорович осуществлял руководство авиацией Северного флота. Здесь, на Севере, в наибольшей мере раскрылся его талант как зрелого военачальника. Главным критерием, определяющим уровень боевой готовности и боеспособности авиационных подразделений он считал их боевую выучку, соответствие ее характеру и требованиям современной войны. Постоянное внимание генерал Корзунов уделял подготовке кадров. Всегда находил время для встреч с ветеранами заполярной авиации, старался внедрить в жизнь их бесценный опыт. Все проводимые под его руководством сборы, учения проходили блестяще, в обстановке максимально приближенной к боевой. По итогам работы флотов за 1956 год авиация Северного флота заняла первое место. В 1958 году Ивану Егоровичу Корзунову присвоили очередное воинское звание - генерал-лейтенант. А через год за высокие показатели, достигнутые в боевой и политической подготовке частей и соединений авиации, в Кремле ему был вручен орден Красного Знамени. Велика была роль Корзунова в подготовке, освоении новой авиационной реактивной техники и ракетного оружия, разработке новых принципов организации летной работы. Он стоял у истоков зарождения вертолетной, и в частности корабельной авиации на Севере. В 1961 году авиаторы и моряки Северного флота послали Ивана Егоровича Корзунова делегатом на 22 съезд КПСС. А сколько было встреч с руководящими деятелями страны, других стран, известными военачальниками - Н.С. Хрущевым, А.И. Микояном, Р.Я. Малиновским, Д.Ф.Устиновым, Ф.Кастро, И.Н. Кожедубом, А.И. Покрышкиным... Именно Иван Егорович дал "путевку" в космос первому космонавту мира Ю.А. Гагарину. В декабре 1965 года по приглашению командования флота Ю.А. Гагарин посетил родной гарнизон, тепло встречался с сослуживцами. Много было еще встреч с личным составом, поездок по гарнизонам флота. Несмотря на последствия ранения в годы войны, И.Е. Корзунов неизменно осваивал каждый новый тип самолета, поступавший на вооружение авиации Северного флота.

Быть примером, быть впереди, стремиться постоянно к совершенству - вот его девиз, девиз службы и жизни. И.Е. Корзунов заложил основы применения противолодочной авиации Северного флота. Под его началом была переоборудована часть самолетов-торпедоносцев Ту-16Т в противолодочные Ту-16 ПЛ. Решение было правильное, продиктованное обстановкой. В принятии обоснованных, самостоятельных решений Иван Егорович никогда не боялся ответственности, не прятался за спины других.

Весной 1966 года генерала И.Е. Корзунова назначили заместителем командующего авиации ВМФ. Но 29 октября 1966 года на 52-м году жизни генерал-полковник авиации Иван Егорович Корзунов скоропостижно скончался (дали знать себя последствия ранения в годы войны). Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в г.Москве. В период всей своей жизни И.Е. Корзунов делал все по-настоящему: летал,воевал, командовал, любил, боролся с несправедливостью. Все делал талантливо, самоотверженно, не жалея себя. Превыше всего для него в жизни были воинский долг, подвиг, честь, память, патриотизм. О таких людях память народная будет жива всегда. За выдающиеся заслуги перед страной именем Ивана Егоровича Корзунова был назван авиационный гарнизон Луостари, на Дальнем Востоке - большой рыболовецкий траулер (который к сожалению около 2000 года был выброшен на камни во время шторма).

Заложенные Иваном Егоровичем традиции верного служения Отечеству в морской авиации продолжали: его сын - полковник Корзунов Иван Иванович, закончивший службу заместителем начальника одного из отделов организационно-мобилизационного управления ВМФ, племянник - Корзунов Анатолий Андреевич, закончивший службу командиром авиационно-технической базы (В/ч 74410) гарнизона Сафоново-1 Северного флота, двоюродный внук подполковник Корзунов Иван Анатольевич, закончивший службу заместителем начальника ТЭЧ по воспитательной работе корабельного вертолетного полка ВВС СФ.

Желающим более подробно узнать боевой и жизненный путь И.Е. Корзунова можно порекомендовать обратиться к книге Минакова В.И. "Дорога в небо через моря и океаны: записки морского летчика. - СПб: Политехника, 1996г. - 311с;с ил.

(c) 2008 "Tonarm"